Канал дю Миди во Франции

«Рукотворный фарватер» — в данном случае — имеет буквальное значение. Основными орудиями труда строителей были лопата, кирка да носилки и корзины для переноса выкопанного грунта.

Потом к землекопам присоединились каменщики, каменотесы и кузнецы. Всего на строительстве канала работали 12 000 человек, в том числе 600 женщин. В желающих потрудиться на этой «стройке века» недостатка не было: платили тут с доплатами от Рике хорошо, для рабочих имелись общежития и столовые, которые обслуживали женщины.

Они же служили помощницами инженеров в работе с документами, что для того времени было серьезным социальным прогрессом. Все желающие могли приобрести новые профессии в специальных школах.

В XVII-XVIII вв. канал использовался для перевозки различных грузов, в первую очередь сельскохозяйственной продукции, а также почтовой корреспонденции. В XIX в., с развитием железнодорожного сообщения, целесообразность перемещения грузов по каналу значительно девальвировалась, но для торговой коммерции он еще активно использовался.
И все же процесс был уже не остановим. В начале 1970-х гг. хозяйственное использование канала в основном прекратилось, но не полностью: если наступает засуха, он служит для орошения окружающих полей и виноградников, в его стенах — около 700 ирригационных клапанов. В основном же канал дю Миди служит речному круизному туризму, и в этом качестве чрезвычайно популярен: здесь хорошо дышится, и справа, и слева, сменяя друг друга, проплывают уютные пасторальные пейзажи, словно копирующие старинные полотна.

Гидротехнические сооружения сегодня смотрятся как памятники промышленной архитектуры, каковыми, по сути, и являются, хотя, конечно, модернизируются и р